Тревога в позитивном и негативном аспектах.

       Предлагаю вашему вниманию теоретическую часть моего доклада сделанного в 2014 году на Ежегодном клиническом семинаре секции детского психоанализа. Клиническую виньетку, которая иллюстрировала теоретические размышления, я решила опустить по этическим соображениям, не смотря на то, что личность клиента была изменена и разрешение на использование материала сессий было получено от родителей ребнка, мне показалось  целесообразным поступить именно так. 

Как всегда комментарии, вопросы дополнения и возражения приветствуются 🙂  

Поехали:

         Тема моего доклада : «Тревога в позитивном и негативном аспектах» родилась в результате размышлений над статьей Лило Палашкес «Я не плакала, а только роняла жемчужины», в которой рассматривается сигнальная тревога, точнее способность Эго переживать сигнальную тревогу, использовать ее для адаптации индивида и восстановления внутреннего равновесия, а так же условия при которых это становится возможным.

         Тревога рождается с нами, или мы рождаемся с тревогой,  она сопутствует нам на протяжении всей жизни. И  для нас не является секретом, то, что тревога может как способствовать  развитию через приобретение опыта совладания с различными ситуациями опасности, и это есть позитивный аспект, так и может тормозить его — негативный аспект.

      Итак, начнем движение с хорошо знакомой и твердой почвы психоаналитической теории, а затем попробуем проиллюстрировать теоретические выкладки  клиническим материалом.

     В своей статье Лило Палашкес говорит о том, что способность к сигнальной тревоге —  важный  элемент, необходимый фактор в развитии. Эта способность зависит от силы  Эго, от возможности улавливать сигнал тревоги и предпринимать адекватные действия по управлению ситуацией, а именно — перевод  аффекта  в поле понимания и контроля. Если тревога не переживается, как сигнальная, она затапливает и нарушает функционирование Эго, чем  способствует торможению в развитии.

 Сигнальная тревога — это тревога, которая возникает в предвкушении опасности, а не как ее результат. Именно в ответ на сигнальную реакцию запускаются защитные операции  Эго.  Как говорит Палашкес цитируя  Бернесе, Мора и Бернарда : «В своей наиболее утонченной и функционально эффективной форме сигнал тревоги может быть ограничен только осознанием «в мыслях». В противоположность этому, однако, когда интенсивность переживаемой тревоги намного выше, она может не остаться под контролем, и привести к временной функциональной дезорганизации того человека, который находится под ее воздействием. Она тогда описывается как паника или травматическое состояние». И действительно, ведь находясь во власти аффекта очень сложно, а порой и невозможно, что-то предпринять для того чтоб изменить ситуацию.

Когда мы говорим о нарушении функционирования Эго, наверное, будет уместным, вспомнить какие функции оно выполняет. 

Итак, «Словарь психоаналитических терминов и понятий» Мура и Файна гласит:

Отношение к реальности. Это не только адаптация к реальности, как приспособление  к требованиям внешней среды, но также оценка и чувство реальности.

 Регуляция и контроль над влечениями. – способность  противостоять тревоге, фрустрации, депрессии, разочарованию, способность к  отсрочке ожидаемого удовлетворения. Способность сдерживать и адекватно распределять многочисленные требования к выражению исходящих изнутри побуждений, потребностей и желаний.
     -Объектные отношения.  Это как способность формировать эмоциональные, дружеские отношения с другими людьми даже при наличии враждебных чувств, что тесно связано с формированием позитивных психических образов этих объектов. Так и способность сохранять стабильными позитивные объектные отношения и соответствующие им психические репрезентации в течение долгого времени, несмотря на отдельные эпизоды враждебного взаимодействия.

-Процессы мышления. Способность воспринимать происходящее, координировать, классифицировать и придавать определенное значение воспринятому; мыслить и делать умозаключения, сопоставлять, находить сходство и различия; вспоминать, концентрироваться, обучаться, рассуждать, планировать будущее, то есть все то, что мы обычно называем мышлением.

— Защитные функции. Защиты — это механизмы, используемые Я (равно как и другими системами психики) для того, чтобы избежать осознания сексуальных и агрессивных побуждений, способных вызывать тревогу у индивида.

— Автономные функции. Сюда относится восприятие, подвижность (ходьба, использование рук и т.п.), интенция (планирование, антиципация, определение целей), интеллект, мышление и речь- первичные автономные функции, развивающиеся относительно независимо от влияния мощных сил сексуальности и агрессии. Вторичными  же автономными функциями являются формы поведения, возникающие вначале в качестве защиты от инстинктивных влечений, но в процессе развития становящиеся относительно свободными от таких влияний.

Синтетическая, интегративная, или организующая, функция. Способность Я объединять, организовывать и связывать воедино разные влечения, тенденции и функции личности позволяет индивиду чувствовать, думать и действовать организованным и целенаправленным образом. Эта функция проявляется в разнообразных индивидуальных переживаниях, удовлетворяющих влечения, интересы Я, социальные требования и т.д. гармоничным способом. Она может также соединять различные силы способом, не совсем адаптивным для жизни, но наиболее приемлемым с точки зрения индивида или ситуации — симптомообразование.

   Мы уверенно говорим о том, что ребенок не развивается изолированно, и пока его Эго окрепнет достаточно, чтоб самостоятельно выполнять свои задачи ну и воспринимать, трансформировать и использовать сигналы тревоги,  эту  работу  выполняет Эго матери. И поэтому нам всегда интересно и очень важно исследовать окружение, насколько оно надежно, насколько оно способно принять и трансформировать экстремальное воздействие внутренних импульсов — перевести их в поле понимания и контроля,  а так же сделать окружающий мир ребенка максимально безопасным, иными словами дать ребенку опыт использования сигнальной тревоги себе во благо.             

Отправным пунктом размышлений  в статье Палашкес являются указания Фрейда, который  в работе «Торможение, симптом, тревога» 1926 г, выводит на передний план  сигнальную функцию тревоги. По мнению Фрейда, организм обладает врожденной способностью испытывать тревогу, эта способность является частью инстинкта самосохранения, появившегося в процессе эволюции.   

В его теории сигнальной тревоги аффект сигнализирует об опасности, внешней или внутренней. Внутренняя опасность — это конфликт между сексуальным или агрессивным импульсом, ищущим удовлетворения, и запретом Эго или Суперэго.  Согласно теории травмы, ошеломляющие стимулы первых лет жизни могут происходить либо из внешних источников, либо из сексуальных и агрессивных импульсов, но в любом случае они могут возбуждать такую интенсивность чувства, которая нарушает функционирование Эго.  Эмоциональное потрясение, пережитое индивидом и не подлежащее психологической переработке, равно как и сопровождающие его непреодолимые аффекты (стресс, страх, стыд, душевную боль) Фрейд именовал психическими травмами, и считал наиболее значимыми факторами генеза психических расстройств  детские травматические переживания, которые сразу наносят вред незрелому эго ребенка и психическим структурам, находящимся на стадий становления. Согласно последнему варианту фрейдовского определения, психическая травма, вне зависимости от возраста и уровня развития индивида, представляет собой неожиданное чрезмерное раздражение, под влиянием которого привычные способы функционирования психического аппарата оказываются бессильными, и эго становится абсолютно беспомощным. 

Поскольку само понятие травмы, определение этого феномена не однозначно и много споров и дискуссий оно вызывало, и будет вызывать в психоаналитической среде, мне показалось целесообразным в своем докладе, придерживаться именно этого взгляда Фрейда.

      Кроме того, понятие травмы  привлекает наше внимание к проблеме взаимодействия внешней и внутренней реальности, это своего рода связующее звено между реальными обстоятельствами жизни человека, включая опыт общения с первичными объектами, и его индивидуальным «внутренним миром». Многие аналитики полагают, что травма складывается в равной степени под влиянием внешних обстоятельств и обусловленных травмой переживаний.

 Уместно ли будет задуматься здесь об индивидуальном восприятии событий (внешних и внутренних) как травмирующих, о силе и зрелости Эго и его способности к сигнальной тревоге,  а если речь идет о ребенке, то о зрелости окружения и его способности помогать в переработке опыта и чувств? Можем ли мы, когда говорим о травме, предполагать, что Эго не уловило сигнал опасности и не смогло предпринять защитные и адаптивные меры по восстановлению равновесия, потому что,  или сила травматической ситуации была велика, или  Эго недостаточно хорошо функционирует, в силу возрастных особенностей а окружение не справилось со своей задачей, или же в силу  уже сложившихся нарушений развития? 

  Палашкес цитирует Питера Блоса младшего о роли негативного аффекта в развитии, что по ее мнению, и я его разделяю, применимо к тревоге и страхам. Он пишет, «что компетентность и уверенность в себе не могут развиваться в отсутствие переживаний, включающих негативный аффект. Сходным образом, навыки справляться и овладевать зависят от надежно установившейся способности переводить аффективный компонент мучительных обстоятельств в царство понимания и контроля. Он далее говорит, что «в детстве и подростковом возрасте, по крайней мере, в самом его начале, достижение гомеостаза в значительной мере зависит от присутствия некоего «внешнего другого». Под этим автор подразумевает кого-то, кто может подтверждать реальность, качество и обширность нарциссической травмы и помочь тому, кто пережил эту боль, прийти в себя и двигаться дальше».

Чем полезен нам этот отрывок? Кроме того, что подчеркивается важность переживания  и наличия негативных аффектов для развития, отмечена  важность присутствия «внешнего другого», но не просто другого, а понимающего другого, который способен объяснить происходящее, оценить ситуацию опасности, внешнюю или внутреннюю и помочь совладать с этим — передать опыт.

  Важным моментом, который затрагивает  Палашкес, и о котором необходимо упомянуть — это константность объекта – термин, введенный Гартманном  для описания качества объектных отношений у развивающегося ребенка. Константность достигается тогда, когда отношение к объекту любви остается стойким и стабильным «независимо от состояния потребностей».

   По мнению Малер, опыт которой приводится в статье, константность объекта предполагает, прежде всего, стабильную когнитивную репрезентацию объекта. В соответствии с этим происходит интеграция «хороших’ и «плохих» аффектов, а образ матери вызывает положительные эмоции и чувство безопасности и комфорта, какие вызывает реальное присутствие матери. Малер  отмечает: «Говоря о константности объекта, мы имеем в виду, что образ матери становится интрапсихически доступным ребенку точно так же, как либидинозно доступна реальная мать — для поддержки, комфорта и любви».

Таким образом, константность объекта — важный ресурс в совладании с ситуацией опасности внутренней или внешней. Я могу привести небольшой пример из собственной практики, речь о мальчике, анализ которого подходил к завершению. На первой сессии после летнего перерыва, я обратила внимание, что у него перебит ноготь, я поинтересовалась, что же случилось, на что он ответил:

— я прибил палец дверью,

— наверное, тебе было очень больно, раз у тебя такой след?

—  да, было больно, но я же тебе об этом рассказывал.

 то есть в момент боли он обратился к внутреннему образу аналитика, так как если бы он был рядом.

Итак, очевидно, что способность к сигнальной тревоге отражает возможности Эго, и развивается вместе с ним, и можно предполагать, что чем лучше развито Эго, тем больше защищен ребенок от травматизации, тем больше у него возможностей справиться с разными ситуациями опасности, которые неизбежны, тем свободнее будет течь его развитие.

Ну и конечно при использовании материалов ссылка на сайт и автора обязательны!

Каринэ Кочарян

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *