Эссе по статье З. Фрейда  «Положение о двух принципах психического события»                         

  Психоаналитик- профессия требующая постоянного образования, и как раз сейчас у меня такой период когда я прохожу дистанционное обучение психоаналитической психосоматике. Это двухгодичный проект повышения квалификации в Институте Психологии и Психоанализа на Чистых Прудах. г. Москва

        Эссе, которое вы обнаружите ниже, написано мною в качестве зачета по работе З. Фрейда «Положение о двух принципах психической деятельности».  Надеюсь вы найдете мои скромные размышления интресными, возможно они окажутся вам полезными. И если так случится и вы захотите использовать что-то с моего сайта для каких-то своих работ -ссылка на него обязательна.

И конечно же настоятельно рекомендую прочесть эту работу Фрейда, Ваш мозг не останется равнодушным 😉 

И конечно  буду очень рада комментариям.

Поехали:

 Дано: человеческое существо;

внешний мир;

 их встреча.

 Что произойдет?

                          В этой работе, Фрейд знакомит нас с его идеями о том, как именно взаимодействует психический аппарат с реальностью, что происходит внутри, в психической жизни индивида тогда, когда его внутренние потребности сталкиваются с принципом реальности, и как эта встреча повлияла на развитие психического аппарата.

      Что ж, попробую поделиться своим пониманием данной статьи и теми размышлениями, которые возникли у меня по мере ее исследования.       

          Работа начинается с того, что Фрейд подчеркивает тенденцию любого невроза — отдаление от реальности, поскольку она переживается как невыносимая, вся или какие-то ее аспекты. Так же Фрейд предлагает исследовать влияние реального внешнего мира на развитие индивида, и это действительно интересно, поскольку, и автор говорит об этом, в начале пути развития царят бессознательные процессы, которым чувство реальности чуждо. И как происходит встреча, взаимодействие принципа удовольствия и принципа реальности, что происходит в результате столкновения, как это влияет на внутренний мир и устройство индивида, может ли измениться внешний мир (внешняя реальность, окружение) после этой встречи? Поищем ответы на вопросы в работе.

            Наверное, вся эволюция есть результат встречи принципа удовольствия исходящего из глубин живого существа и толкающего его на поиски и принципа реальности. Индивид, сталкиваясь с препятствиями на пути удовлетворения потребностей и получения удовольствия, мотивирован на изменение условий реальности, а так же на внутренние изменения, адаптацию к ней в том случае, если повлиять на реальность не представляется возможным, что тоже служит развитию.

         Фрейд рассматривает отношение индивида  к реальности в контексте его развития, и отталкивается он от того, что в основе лежат бессознательные процессы, которые до некоторого времени были единственной формой душевных переживаний, и подчинены они были принципу удовольствия — то есть целью этих бессознательных движений души было получение удовольствия, то же, что приносит неудовольствие вызывает стремление отстраниться, избежать неудовольствия, так сновидения или дневные грезы — пример того, как наша психика отстраняется на время от неприятных обстоятельств в окружающей реальности.

         Фрейд говорит нам о том, что состояние  покоя, отсутствия неудовольствия – желательное состояние для психики — состояние гомеостаза, однако если мы говорим о живом существе, мы не можем надеяться на длительное состояние психического покоя, поскольку живое существо наделено потребностями исходящими изнутри организма, от удовлетворения которых зависит выживание, и Фрейд говорит о том, что вот эти внутренние потребности являются толчком к развитию — состояние неудовольствия вызванное «властными требованиями внутренних потребностей» являющееся фрустрирующим, неприятным  вынудило живой организм к развитию, к поиску способов вернуть себе состояние покоя. Так младенец овладевает своим голосом, своими легкими призывая мать утолить его голод, а повторяющийся опыт: голод, призыв матери, удовлетворение- развивает психические возможности ребенка.

         Фрейд пишет о том, что стремлению изменить реальность предшествует галлюцинаторное представление желаемого, которое недолго оказывает свое действие. Если думать о младенце, то вероятно возможности галлюцинаторного удовлетворения должна предшествовать череда кормлений, которая превратилась в опыт, то есть чтобы что-то представить, это сначала нужно воспринять, получить и прожить воздействие удовлетворения реального, затем присвоить и тогда этим можно пользоваться.  Младенец изменяет как свою  внутреннюю реальность-голод отступает на смену ему приходит удовольствие от насыщения, и внешнюю реальность так же — он использует подручные инструменты для того чтоб мать пришла на помощь и устранила состояние неудовольствия.  Фрейд вводит принцип реальности, говоря о том, что «введение принципа реальности оказалось шагом повлекшим за собой серьезные последствия». Рассмотрим же, что имеет ввиду автор.

          В первом положении Фрейд говорит о том, как меняется психический аппарат, сталкиваясь с необходимостью адаптироваться к внешней реальности. Эту мысль мы встречаем в его более поздней работе «Влечения и их судьба» :  «…именно они, влечения, а не внешние раздражители,- настоящий двигатель прогресса, выведший бесконечно дееспособную нервную систему на современный уровень развития». Речь идет о развитии психического аппарата, об усложнении его функций.

        Дальше Фрейд знакомит нас с тем, какие именно адаптивные изменения психического аппарата стали возможными в результате новых внутренних требований. Я размышляла о том, что видимо описывая эти адаптационные изменения Фрейд описывал что-то, что в последствии(во второй топике) будет названо Я, его развитие как инстанции, которая взаимодействует с реальностью внешней и внутренней.

          В частности: повысилось значение органов чувств, которые обращены к внешнему миру и связаны с сознанием, поскольку именно им предстояла работа по поиску возможностей удовлетворения потребностей, и кроме того, работа по определению качества воспринимаемого в соответствии с воспринимающим органом чувств, а так же Фрейд выделяет внимание, как особую функцию, которая необходима для того, чтоб вовремя заметить в окружающем мире нечто, что может оказаться полезным или необходимым для удовлетворения возникшей потребности, снижения напряжения и достижения удовольствия. Более того, это активная деятельность, автор говорит о том, что она «идет навстречу чувственным впечатлениям», то есть толкает на поиск.

        Поскольку в природе все  мудро и логично устроено, Фрейд предполагает, что если есть система поиска впечатлений, то есть и система хранения и систематизирования (структурирования) полученного  опыта — речь идет о памяти. На память опирается такая функция, как вынесение суждения, Фрейд противопоставил его вытеснению — когда представления способные вызвать неудовольствие исключаются из сознания. Каким образом это происходит: из восприятий формируются представления, которые сберегаются в системе хранения и, появляясь на поверхности сознания, они подвергаются оценке суждением — проверка реальности, а затем принимается решение как действовать.             

           Как мне думается, речь идет о восприятии чего-то внешнего, чего-то, что было во внешнем мире, чего-то, что оказалось полезным или нет, впечатления от этого опыта сохранились в памяти в виде следов, то есть сделались внутренним, и  на которые опирается суждение при восприятии какой-либо вещи извне, или при появлении  представления изнутри — оценка того на сколько возможно обнаружить представляемое во внешней реальности.

       Опираясь на систему хранения чувственных впечатлений, восприятий, которые затем становятся представлениями психический аппарат формирует суждение- то, что решает путем сравнения, соответствует ли некое представление реальности или нет, иными словами система усложнилась, производится некая интеллектуальная работа, заменившая вытеснение, срабатывающее, как только возникают представления сулящие неудовольствие.

       Моторный отвод, который превратился в действие и мог бы привести к неудовольствию, вызвал необходимость в задержке, которую обеспечил процесс мышления, иными словами между импульсом и действием появилась мысль.

      Мышление  помогает переносить возбуждение, задерживая моторный отвод путем пробных действий. Фрейд пишет: «Мышление было наделено качествами, которые позволяли душевному аппарату переносить повышенное возбуждение при отсрочке отвода. По существу, это — пробное действие со смещением небольших количеств катексиса при незначительном их расходовании (отводе)». Этот кусочек оказался довольно непростым для понимания. Что здесь имеется ввиду? Будет ли верным предположение, что речь идет о размышлениях перед тем, как предпринять какое-либо действие? Задумавшись о том, что будет если предпринять такое-то действие, или представить разные варианты действий это — именно то, что позволяет отсрочить отвод возбуждения во внешний мир путем моторного акта, это есть пробное действие в уме, которое если оно продумано, то оно как будто уже немного и свершилось. 

           Следующий пассаж объясняет нам, как это происходит: «Для этого понадобился перевод свободно перемещаемых катексисов в связанные, и он был достигнут благодаря повышению уровня всего процесса катексиса. Первоначально мышление, по всей видимости, было бессознательным, поскольку оно поднялось над простым представлением и обратилось к отношениям между впечатлениями от объектов, и получило другие качества, воспринимаемые сознанием, только в результате соединения с остатками слов». Если я правильно поняла, Фрейд говорит нам о том, что такую работу, а именно,  задержку моторного отвода,  может проделать мышление более высокого уровня нежели бессознательное (мышление), не бессознательное, где энергия находится в несвязанном состоянии, а напротив, получив возможность подняться уровнем выше, на уровень предсознательного, где мышление может опираться на представления, на имеющийся в памяти опыт и связывается с «остатками слов»-видимо названия этого опыта и представлений.

                      Во втором положении Фрейд говорит о том, что психический аппарат стремится к сбережению энергии фиксируясь на доступных удовольствиях, вместо поиска таковых во внешнем мире, они находятся внутри, и более доступны для использования, кроме того, нет необходимости прилагать усилия  сопоставляя данные реальности, проверять возможность удовлетворения и получения удовольствия, речь идет о фантазировании, которое начинается с детства, с игр и переходя с возрастом в дневные грезы, при этом нет необходимости опираться на реальные объекты. Фантазируя о желаемом, мы как бы выполняем это свое желание, мы не рискуем оказаться в положении фрустрации или неудовольствия, поскольку в фантазии можно позволить себе все и нет необходимости сверяться с условиями реального мира, все происходит внутри. Яркий пример-детские игры, какое удовольствие испытывает маленький ребенок, представляя себя кем-то сильным и всемогущим.

             Третье положение дает нам знание о том, что развитие, которое запускается благодаря принципу реальности происходит постепенно и касается оно только влечений Я, думаю именно потому, что выживание индивида зависит от условий внешней реальности (влечений к самосохранению, статья написана в период первой теории влечений Фрейда, когда были выделены два вида влечений сексуальные влечения и влечения к самосохранению), но Фрейд говорит о том, что сексуальные влечения не подлежат проверке реальностью поскольку изначально аутоэротичны нацелены на получение удовольствия в собственном теле и не встречают помех или возражений извне.

          Интересно, что как только сексуальное влечение отправляется во внешний мир на поиски объекта, то есть происходит встреча с принципом реальности, речь идет об эдиповой стадии, которая завершается отказом от любви к родителю противоположного пола и поиском не сексуального объекта на стороне, то есть направленностью на социальные достижения, дружбу, соперничество со сверстниками — это задачи латентного периода, при этом сексуальное влечение остается аутоэротичным — находит удовольствие в собственном теле, и не встречает в реальности какого-либо отказа, нет конфликта, что, как говорит Фрейд, задерживает его психическое развитие, и это вполне логично, поскольку ребенок в латентном периоде физически и психически не готов к сексуальной жизни. Сексуальное влечение в этот период остается во власти принципа удовольствия, оно не сталкивается с реальностью и не доходит до фазы зрелой генитальности.           

      Четвертое положение говорит нам о том, что по мере развития принцип удовольствия сменяясь принципом реальности все же не исчезает, а напротив обеспечивает себя. Появляется умение ждать, если к этому вынуждают обстоятельства реальности — если моментальное удовольствие сулит неприятные последствия, а отсрочка получение удовольствия. Умение ждать, откладывать получение удовольствия-признак зрелой психики. Фрейд пишет о том, что религии успешно воспользовались этой особенностью, а мне пришло на ум следующее: по мере развития младенца мать постепенно вводит элемент переносимой фрустрации, то есть не стремиться моментально удовлетворять возникшую потребность малыша, а дает ему возможность почувствовать дискомфорт, возможно словами подбадривая его подождать, постепенно приучая его к тому, что удовольствие можно получить чуть подождав.  

        В пятом положении, автор обращает внимание на важность установления границ и запретов при воспитании детей, иными словами разумная доля фрустрации и ограничений состоит на службе у принципа реальности, а стало быть, служит развитию индивида.

         Шестое положение, очень изящно раскрывает нам то, как искусство помогает художнику, творцу «обхитрить» принцип реальности и реализовать свои желания, которые в чистом виде могли бы принести неудовольствие. Как мы помним, фантазия-избавлена от проверки реальностью, но порой человеку недостаточно наслаждаться в грезах, фантазийное удовольствие оказывается не полным, человеку хочется обратной связи, а порой и вполне ощутимого признания, как этого достичь? Воплотить фантазию в реальность, но не прямым, а окольным путем, через символическое выражение, через творчество, не меняя при этом реальности.  

          Ценная мысль содержится в следующем предложении : «Он может достичь этого лишь потому, что другие люди точно так же ощущают неудовлетворенность из-за реально необходимого отказа, как и он сам, а эта неудовлетворенность, возникающая при замене принципа удовольствия принципом реальности, сама является частью реальности».  Да, неудовлетворенность требованиями реальности является общей и она же — часть всеобщей реальности, как общим является мир фантазий, он есть у каждого. К миру фантазий имеют доступ все люди, однако не все люди способны преобразовывать фнтазию таким образом, чтоб она была в согласии с реальностью и принесла ожидаемое наслаждение. Здесь важную роль играет конституция особенностью которой является склонность к сублимациям и некоторой слабостью вытеснения которое, способно удерживать нежелательные образы подальше от сознания.  Эта мысль хорошо раскрыта в  23й лекции по введению в психоанализ, где Фрейд говорит о том, что художнику, творцу удается преобразовать свои фантазии таким образом, что «…он дает возможность другим людям снова черпать утешение и облегчение от сделавшихся недоступными в их бессознательном источников наслаждения, вызывает их восхищение и благодарность и достигает посредством деятельности своей фантазии того, чего раньше достигал только в своей фантазии:почестей, могуществоа и женской любви».

        И ведь действительно, произведения искусства, литература, кино, музыка находят отклик в наших душах, погружают нас в это всеобщее царство фантазии и приближают к источнику наслаждения от осуществления тайных желаний.

        Седьмое положение содержит набросок идеи, которую Фрейд разовьет в работе «Предрасположенность к неврозу навязчивости» —  идею о выборе невроза и предрасположенности к нему. Фрейд выделяет два процесса развития. Развитие от наслаждающегося Я к реальному Я — усовершенствование способа взаимодействия с реальностью, как это описано в четвертом положении, происходит совместно с развитием либидо-сексуальных влечений продвижение от аутоэротической стадии психосексуального развития к фазе объектной любви.  Фрейд, так же пишет, что на каждом из этих путей развития может произойти задержка, предрасполагающая к последующему развитию невротического заболевания, и в зависимости от того на какой фазе развития это произошло, может быть произведен выбор невроза.  

        Восьмое положение натолкнуло на мысли, если я правильно уловила посыл автора, об особенностях первичного процесса, точнее преобразования вторичным процессом  некоторого бессознательного представления, преобразования на угоду реальности. И Фрейд предостерегает нас от того, чтоб мы воспринимали  фантазии как нечто полностью несоответствующее действительности. особенности того как то, что является бессознательным отличается от того как это же появляется на поверхности сознания проходя свой путь из глубины психики и обрастая изменениями.

      Итак, «Положение о двух принципах психического события» — маленькая по объему, но богатая по содержанию и идеями работа, оставляет мало шансов на детальный разбор в формате эссе, всегда найдется что-то, что упущено из поля зрения, ведь, работы Фрейда имеют свойство открывать свою глубину по мере развития психоаналитика, читающего их, а это означает, что будет интересно вернуться снова к этой статье через время. Многое из изложенного здесь нашло свое продолжение в последующих работах Фрейда, а так же в других психоаналитических теориях.               

Каринэ Кочарян.

 

Литература

Собрание сочинений З.Фрейда в 10 томах под редакцией А.М. Боковикова.

1.З. Фрейд «Толкование сновидений»

  1. З. Фрейд «Влечения и судьбы»
  2. З.Фрейд «Положение о двух принципах психического события»
  3. З.Фрейд « Предрасположение к неврозу навязчивости»
  4. З.Фрейд «Отрицание»
  5. З.Фрейд «Лекции по введению в психоанализ»

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *